Неточные совпадения
Но
вера, извлеченная из логики, лишенная опоры в чувстве, ведет к расколу в человеке,
внутреннему раздвоению его.
И Татьяна Марковна, и Райский — чувствовали тяжесть положения и боялись этого суда — конечно, за
Веру.
Вера не боялась, да и не знала ничего. Не до того ей было. Ее поглощала своя
внутренняя тревога, ее язва — и она все силы свои устремила на ее утоление, и пока напрасно.
Прежде
Вера прятала свои тайны, уходила в себя, царствуя безраздельно в своем
внутреннем мире, чуждаясь общества, чувствуя себя сильнее всех окружающих. Теперь стало наоборот. Одиночность сил, при первом тяжелом опыте, оказалась несостоятельною.
Вера умна, но он опытнее ее и знает жизнь. Он может остеречь ее от грубых ошибок, научить распознавать ложь и истину, он будет работать, как мыслитель и как художник; этой жажде свободы даст пищу: идеи добра, правды, и как художник вызовет в ней
внутреннюю красоту на свет! Он угадал бы ее судьбу, ее урок жизни и… и… вместе бы исполнил его!
Он теперь уже не звал более страсть к себе, как прежде, а проклинал свое
внутреннее состояние, мучительную борьбу, и написал
Вере, что решился бежать ее присутствия. Теперь, когда он стал уходить от нее, — она будто пошла за ним, все под своим таинственным покрывалом, затрогивая, дразня его, будила его сон, отнимала книгу из рук, не давала есть.
Открытие в
Вере смелости ума, свободы духа, жажды чего-то нового — сначала изумило, потом ослепило двойной силой красоты — внешней и
внутренней, а наконец отчасти напугало его, после отречения ее от «мудрости».
Иногда, в этом безусловном рвении к какой-то новой правде, виделось ей только неуменье справиться с старой правдой, бросающееся к новой, которая давалась не опытом и борьбой всех
внутренних сил, а гораздо дешевле, без борьбы и сразу, на основании только слепого презрения ко всему старому, не различавшего старого зла от старого добра, и принималась на
веру от не проверенных ничем новых авторитетов, невесть откуда взявшихся новых людей — без имени, без прошедшего, без истории, без прав.
И если ужасался, глядясь сам в подставляемое себе беспощадное зеркало зла и темноты, то и неимоверно был счастлив, замечая, что эта
внутренняя работа над собой, которой он требовал от
Веры, от живой женщины, как человек, и от статуи, как художник, началась у него самого не с
Веры, а давно, прежде когда-то, в минуты такого же раздвоения натуры на реальное и фантастическое.
Вера в Бога есть лишь
внутренняя встреча в духовном опыте.
Рахель нашла, что за все, кроме хорошей шубы, которую она не советует продавать, потому что через три месяца все равно же понадобилось бы делать новую, —
Вера Павловна согласилась, — так за все остальное можно дать 450 р., действительно, больше нельзя было и по
внутреннему убеждению Мерцаловой; таким образом, часам к 10 торговая операция была кончена...
До семи лет было приказано водить меня за руку по
внутренней лестнице, которая была несколько крута; до одиннадцати меня мыла в корыте
Вера Артамоновна; стало, очень последовательно — за мной, студентом, посылали слугу и до двадцати одного года мне не позволялось возвращаться домой после половины одиннадцатого.
Судорожно натянутые нервы в Петербурге и Новгороде — отдали,
внутренние непогоды улеглись. Мучительные разборы нас самих и друг друга, эти ненужные разбереживания словами недавних ран, эти беспрерывные возвращения к одним и тем же наболевшим предметам миновали; а потрясенная
вера в нашу непогрешительность придавала больше серьезный и истинный характер нашей жизни. Моя статья «По поводу одной драмы» была заключительным словом прожитой болезни.
После пережитого мною
внутреннего переворота, связанного с опытом творческого подъема, я никогда не изменял своей
веры в творческое призвание человека.
Но вместе с тем ни разу за все время в его голосе не дрогнула ни одна нота, в которой бы послышалось
внутреннее чувство, живая
вера.
Киреевский, им выражена так: «
Внутреннее сознание, что есть в глубине души живое общее сосредоточие для всех отдельных сил разума, и одно достойное постигать высшую истину — такое сознание постоянно возвышает самый образ мышления человека: смиряя его рассудочное самомнение, оно не стесняет свободы естественных законов его мышления; напротив, укрепляет его самобытность и вместе с тем добровольно подчиняет его
вере».
Но гнозис
веры дается
внутренним подвигом самоотречения, который и допускает к высшим реальностям.
Но чувствуется ли возможность выхода, созревает ли
внутренняя сила для свыше посланного виденья истины о знании и
вере?
— Это уж их дело, а не мое! — резко перебил его Марфин. — Но я написал, что я христианин и масон, принадлежу к такой-то ложе… Более двадцати лет исполняю в ней обязанности гроссмейстера… Между господами энциклопедистами и нами вражды мелкой и меркантильной не существует, но есть вражда и несогласие понятий: у нас, масонов, — бог, у них — разум; у нас —
вера, у них — сомнение и отрицание; цель наша — устройство и очищение
внутреннего человека, их цель — дать ему благосостояние земное…
Рассуждение о сем важном процессе пусть сделают те, кои более или менее испытали оный на самих себе; я же могу сказать лишь то, что сей взятый от нас брат наш, яко злато в горниле, проходил путь очищения, необходимый для всякого истинно посвятившего себя служению богу, как говорит Сирах [Сирах — вернее, Иисус Сирахов, автор одной из библейских книг, написанной около двух столетий до нашей эры.]: процесс сей есть буйство и болезнь для человеков, живущих в разуме и не покоряющихся
вере, но для нас, признавших путь
внутреннего тления, он должен быть предметом глубокого и безмолвного уважения.
Внутренних моих убеждений, истинной моей
веры я не обязан предъявлять и осуждать за иноверство тоже нужды не имею.
Я читал для одной
Веры Николаевны:
внутренний голос говорил мне, что «Фауст» на нее действует.
Бояре, посланные для испытания
вер, вовсе не думают о
внутреннем их содержании и достоинстве, а обращают внимание только на внешность: болгарская служба им не понравилась, у немцев не нашли они никакой красоты, а от Византии были в восторге, потому что там, по наивному рассказу Нестора, патриарх, услышав об их прибытии, — «повеле создать крилос, по обычаю сотвориша праздник и кадила возжгоша, пения и лики составиша; и иде с ними в церковь, и поставиша я на пространьне месте, показающе красоту церковную, пения и службы архиерейски» (Нестор, под годом 6495).
Эти люди вообще неловки, громко говорят, шумят, иногда возражают, судят вкривь и вкось; они, правда, готовы всегда лить свою кровь на поле сражения и служат до конца дней своих
верой и правдой; но войны внешней тогда не предвиделось, а для
внутренней они не способны.
Это говорит нам постоянный опыт, говорит наше
внутреннее сознание, наша
вера; и это же самое подтверждается результатами новейших исследований в области естествоведения.
Святость не в лесах, не на небе, не на земле, не в священных реках. Очисти себя, и ты увидишь его. Преврати твое тело в храм, откинь дурные мысли и созерцай бога
внутренним оком. Когда мы познаем его, мы познаем себя. Без личного опыта одно писание не уничтожит наших страхов, — так же как темнота не разгоняется написанным огнем. Какая бы ни была твоя
вера и твои молитвы, пока в тебе нет правды, ты не постигнешь пути блага. Тот, кто познает истину, тот родится снова.
Затруднения нашего положения даны нам для того, чтобы мы сгладили, уничтожили их своей добротой и твердостью; мрачность нашего положения дана нам для того, чтобы мы осветили ее божественным светом
внутренней, духовной работы; горести — для того, чтобы мы терпеливо и доверчиво переносили их; опасности — для того, чтобы мы проявили наше мужество; искушения — для того, чтобы мы победили их нашей
верой.
Является величайшим заблуждением думать (вместе с духоборами, квакерами [Духоборы — христианская секта в России, выделившаяся в XVIII в. из хлыстов; духоборы считают Иисуса Христа простым человеком, православному культу противопоставляют
веру по
внутреннему убеждению.
В понятии догмата диалектически соединены, таким образом, оба момента: начало личное и сверхличное,
внутреннее и внешнее, свободы и авторитета, знание и
вера.
Катя рассказала о резолюции Искандера на прошении Миримановой, о генерале, задушенном в больнице санитаром. Глаза
Веры как будто задернулись непроницаемою
внутреннею пленкою.
Финогеныч от всех болезней наружных лечил свинцовой примочкой, а от
внутренних — касторовым маслом, был груб и алчен и понятно не мог внушать крестьянам
веры в медицинскую науку, которой был представителем в их глазах.
А что, не посвататься ли мне к этой
Вере? Хоть она и ундерская дочь, но все-таки из лица аппетитна и у ейного тятеньки табачная лавка и десять билетов
внутреннего займа в нагрудник зашиты. Жениться мне давно уже пора, потому холостой человек завсегда имеет меньше доверия и солидарности.
Объект этой
веры не обусловливался его качествами, его
внутренней ценностью, сколько-нибудь постижимой и близкой для веровавшего.
Жизнь, какая есть здесь, на земле, со всеми ее радостями, красотами, со всею борьбой разума против тьмы, — жизнь всех людей, живших до меня, вся моя жизнь с моей
внутренней борьбой и победами разума есть жизнь не истинная, а жизнь павшая, безнадежно испорченная; жизнь же истинная, безгрешная — в
вере, т. е. в воображении, т. е. в сумасшествии.
И противоречие это, становясь всё более и более очевидным, сделало наконец то, что люди перестали верить в церковную
веру, а в большинстве своем продолжали, по преданию, ради приличия, отчасти и страха перед властью, держаться внешних форм церковной
веры, одинаково, как католической, православной, так и протестантской, не признавая уже ее
внутреннего религиозного значения.
Большевизм соответствует духовному состоянию русского народа, выражает внешне
внутренние духовные распады, отступничество от
веры, религиозный кризис, глубокую деморализацию народа.